Изменение места регистрации

Изменение места регистрации организации во время проверки

Согласно статье 89 Налогового Кодекса РФ, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения организации, то есть тем налоговым органом, у которого налогоплательщик находится на учете.
На первый взгляд, эта формулировка является четкой и исчерпывающей. Однако исследователь А. В. Демин указывает, что «применение данной нормы поставило перед налоговым сообществом следующий вопрос: как быть, если в процессе налоговой проверки налогоплательщик сменил место нахождения и встал на учет в другом налоговом органе? Кто должен продолжать и заканчивать выездную налоговую проверку?». И такая ситуация не является предполагаемой, а неоднократно встречается в практике.

Особенности регистрации налогоплательщиков

Для начала нужно отметить, что постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения. Вопросы постановки на налоговый учет, в том числе и при смене места нахождения налогоплательщика, регулируются также Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Исследователь О. В. Кулагина пишет о том, что «датой постановки организации на учет по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.

Компетенция налогового органа

В случае, когда перерегистрация организации происходит во время выездной проверки, толкование имеющейся нормы очевидно приводит к альтернативе.
Если рассматривать этот вопрос с точки зрения эффективности проведения налогового контроля, то удобнее, чтобы налоговую проверку продолжил налоговый орган, который ее начал. И сегодня практика проведения налоговых проверок складывается именно таким образом. А. В. Демин характеризует это как правовой обычай, так как такая позиция налоговых органов также была поддержана судами. В пример можно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 27.12.2010 по делу №А12-14278/2010, от 21.07.2009 по делу №А57-178/2009; ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 №Ф04-4497/2009 (11781-А03-37) по делу №А03-9308/2008.
Пленум ВАС РФ в пункте 6 Постановления от 30.07.2013 N 57 указывает: «Если организация сменила адрес и инспекцию, налоговый орган по прежнему месту учета по поданным ранее нерассмотренным декларациям и заявлениям (например, о возмещении) обязан:
— вынести решения по существу;
— совершить необходимые действия по принятию и исполнению решений».
Поэтому, по мнению О.В. Кулагиной «если ИФНС России по прежнему месту учета начала проводить камеральную проверку декларации, и в ходе проверки налогоплательщик изменил место нахождения, завершить камеральную проверку должна та же ИФНС России (п. 1 ст. 30 НК РФ)».

Вывод

• Если налогоплательщик меняет место расположения во время проведения камеральной проверки, то, согласно сложившемуся и поддержанному судами правовому обычаю, завершить проверку должен тот же налоговый орган, который ее начал.