Отмена решения по налоговой проверке

Причины отмены решения по налоговой проверке

В результате выездной налоговой проверки налоговый орган выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к таковой. Это решение впоследствии может быть признано недействительным из-за нарушения процедуры проведения проверки и его принятия.
Даже если налоговые органы правомерно произвели доначисления налогов (сборов), пеней, штрафов либо не признали налоговую выгоду обоснованной, решение налогового органа все равно может быть отменено судом по формальным основаниям. Почему это происходит?

Причины отмены решений по налоговым проверкам

Существуют две причины существующей судебной практики по таким делам. В первую очередь, это реальные процедурные нарушения, допущенные налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки о оформлении ее результатов. Во вторую очередь — ситуации, возникающие из-за сложности применения права, неверного толкования правовой нормы.
Несмотря на активную законотворческую деятельность в области налогового права, ситуация в практике применения налоговых норм почти не изменилась, и в этой части по-прежнему есть множество пробелов и юридических коллизий.
Еще в 2006 году, в период принятия Постановления Пленума ВАС №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», была поставлена задача дать ответы на сложные вопросы судебной практики, связанные с установлением признаков недобросовестного поведения налогоплательщика.
Исследователи А. В. Брызгалин и В. В. Горюнов в статье по этому вопросу пишут, что «в тот момент в практику применения законодательства о налогах и сборах фактически был введен новый правовой институт — институт недобросовестности. Причем особенность данного института состояла в том, что он не был непосредственно закреплен в законодательстве. Такая неопределенность породила большие сложности для многих правоприменителей, и не только для налогоплательщиков, но и для судей».
Д. Е. Фадеев в своей работе выражает еще более жесткое мнение, утверждая, «что в условиях несовершенного законодательства о налогах и сборах, в настоящее время ни один налогоплательщик не может быть абсолютно уверен в том, что он исполнил свою обязанность по уплате налогов».

Пробелы в налоговом законодательстве

Много пробелов в законодательстве находится в сфере процедуры и правового регулирования мероприятий налогового контроля. Исследователи В. А. Журавская и О. В. Пономарев приводят список самых важных проблем, существующих в этой области. К ним относятся:
— недостаточность описания процедуры камеральных проверок;
— различные сроки для подачи деклараций по разным налогам (что создает неудобства как для налогоплательщиков, так и для работников налоговых органов);
— отсутствие особенных сроков для проверки крупнейших налогоплательщиков.
Помимо пробелов в законодательстве, причиной большого количества судебных разбирательств после проведения выездных налоговых проверок бывает недостаточная компетентность должностных лиц налоговых органов.

Нарушение процедуры налоговой проверки

Рассматривая мероприятия налогового контроля с точки зрения налоговых органов, надо заметить, что выездные налоговые проверки являются трудозатратной, но наиболее эффективной формой контроля. При этом, под ними понимается, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П, «проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения».
В определении Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 441-О-О подчеркивается, что выездная налоговая проверка направлена на выявление нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра и выемки документов и предметов.
Поэтому именно в рамках выездных налоговых проверок наиболее часто выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения. С другой стороны, при проведении таких проверок не менее часто случаются ситуации, когда акты и решения налоговых органов нарушают права налогоплательщиков и препятствуют осуществлению экономической деятельности.
Поэтому так важно, как именно проводится выездная налоговая проверка. Например, основанием для отмены решения налогового органа будет несоблюдение должностными лицами процедуры рассмотрения материалов. Это правило установлено ст. 101 и ст. 101.4 НК РФ. К тому же, Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 57 указано: «если будет установлено, что процедурные нарушения со стороны должностных лиц налогового органа носят существенный характер, рассматривать налоговый спор по существу не требуется». При этом — существенны ли нарушения процедуры — в каждом конкретном случае решает суд.
Действующее законодательство также устанавливает право налогоплательщика, считающего, что его интересы нарушены, обратиться с жалобой о проверке законности ненормативных правовых актов, действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.

Вывод

• Причинами нарушения прав налогоплательщиков и наличия большой судебной практики по рассмотрению результатов налоговых проверок являются: пробелы в законодательстве и недостаточная компетентность должностных лиц налоговых органов.
• Спорное толкование норм в налоговом праве чаще всего встречается в следующих областях: недостаточность описания процедуры проверок; различные сроки для подачи деклараций по разным налогам; отсутствие особенных сроков для проверки крупнейших налогоплательщиков.